Весь парадокс в том, что они не понимают, о чем идет
речь, они ничего не спрашивают, не уточняют. Когда я говорю: — Дети, домой! — они с радостью исчезают. Но тогда почему зрение у всех восстанавливается? Из
двухсот детей у двухсот зрение восстанавливается. Не было такого случая, чтобы
результат был у ста девяносто девяти — у всех! Из ста глухих детей у всех начинают “открываться”
ушки. Они даже не понимают, о чем я говорю, но у всех стопроцентный результат. Как-то на занятии мы им сказали: — Знаете, дети, наши взрослые слушатели, ваши мамочки,
папочки, дедушки и бабушки, свои шрамы убирают. Вы над шрамами еще будете
работать, делать специальное упражнение. На следующий день приходит ребенок: — А у меня шрам исчез! Им только один раз сказали, что взрослые сами убирают
шрамы, и все! Этого оказалось достаточно. Никакого упражнения с ними не делали.
Но шрам исчез... Что это такое? Просто дети думают образно. Желания, стремления детей
всегда воплощаются как бы сами собой. У них вторая сигнальная система сильно не
развита, слава Богу! Вторая сигнальная система — это слова, речь —
посредник в нашем восприятии окружающего мира. Разговорная речь — самая легкая,
самая простая, самая примитивная форма общения. В этом примитиве у нас, взрослых, и происходит
застревание. Потому что когда Вам говорю, что надо делать, как надо делать, я
Вам говорю через противогаз: — Посмотрите, какой прекрасный, душистый цветок! А Вы
смотрите, нюхаете через противогаз и говорите: — Не понял! Ты мне еще раз объясни! Вторая сигнальная система — это, образно говоря,
противогаз, через который мы хотим уловить запах. Попробуйте вспомнить себя в детстве. Я, например, в прошлом году встретился со своим
детством. Когда был в родительском доме, зашел на чердак. Просто вдруг
вспомнил, что здесь у меня была комната, огромная комната, где я ходил лет
тридцать тому назад. Это был мой дворец. Я пришел туда, а мой тайник найти не могу. Кроме
толстого слоя пыли, ничего! И вдруг внизу, где шифер уходит к углу, там увидел
знакомые очертания. Подошел, опустился на корточки и вот так зашел туда.
Оказывается, рост у меня был такой, что я там ходил с гордо поднятой головой. Нашел то место, где всегда хранил свое богатство.
Когда открыл, там были кусочки от фарфоровых чайников, побитые пробки от
лимонада, денежки — чайная фольга, фантики от ириса “Золотой ключик” и обертки
от шоколадных конфет “Чайка”, которые получил в подарок на Новый год. Я ходил с
растопыренными карманами, потому что все это носил с собой. Помню, у меня была игрушка, какой не было ни у кого
больше. Это был настоящий автомобиль. Он мог ездить везде и по батареям, и по
подоконникам, где угодно. А на самом деле это просто кусок от мотоциклетного
аккумулятора. |